PlayStation 3 — игровая приставка седьмого поколения, третья основная в семействе игровых систем PlayStation (не считая PlayStation Portable и PocketStation). С помощью PS3 можно играть, просматривать фото, смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять электронную почту и просматривать веб-страницы. С самого момента выпуска приставкой поддерживается большинство игр для консолей 7-го поколения, PlayStation и PlayStation 2. Главными конкурентами консоли являются Xbox 360 от Microsoft и Wii от Nintendo. Изначально выход PS3 планировался на 2005 год, но разработчики, которые имели доступ к версии приставки того времени, заявили, что решение ещё слишком сырое (например, в той версии совсем не было GPU, его добавили в самом конце подготовки к запуску). Выход PS3 в Японии состоялся 11 ноября 2006 года, 17 ноября приставка появилась в Северной Америке в первом квартале 2007 года, в марте 2007 года — в Европе, а через несколько месяцев в России. К сентябрю 2012 года по всему миру было продано 66,1 млн приставок PlayStation 3. К ноябрю 2012 года было продано более 70 млн экземпляров консоли по всему миру. К январю 2013 года было продано более 77 млн экземпляров консоли по всему миру. Количество игр, доступных для консоли, превысило 3590 штук, а общий тираж проданных игр — 595 млн копий. В ноябре 2013 года компания заявила, что общее количество проданных консолей достигло отметки в 80 млн, а портфель игр составил 4332 штуки (в их число не входят игры, которые доступны только в PSN). На апрель 2015 года Sony реализовала 87 млн экземпляров PlayStation 3 в различных модификациях — оригинальной FAT, Slim и Super Slim. Производство PS3 было прекращено 29 мая 2017 года.
После выхода популярных игровых приставок PlayStation (1994) и PlayStation 2 (2000) создание новой модели было вопросом времени. Первые слухи о консоли следующего поколения появились в 2004 году, однако конкретных сведений Sony не давала до весны 2005 года. Впервые PS3 была официально представлена 16 мая 2005 года в ходе конференции Sony на выставке Electronic Entertainment Expo (E3). На выставке находился только макет, предварительную рабочую версию приставки компания представила на Tokyo Game Show (TGS) 2005 года. В мае 2006 года на конференции Sony, прошедшей в рамках E3 2006, была озвучена информация о цене приставки, началах продаж, а также был представлен новый игровой контроллер Sixaxis. Впервые PS3 была доступна для тестирования на TGS 2006, где посетители могли оценить несколько игр на новой приставке. Выход PS3 в Японии состоялся 11 ноября 2006 года, 17 ноября приставка появилась в Северной Америке (включая Мексику в первом квартале 2007 года). Лишь в марте 2007, из-за нехватки производственных мощностей, приставка появилась в Европе, а потом в России. После запуска консоли 11 ноября выяснилось, что некоторые игры для PS и PS2 некорректно работают на новой приставке. Так, наблюдались проблемы со звуком и изображением в играх Final Fantasy и Gran Turismo. Sony объявила, что ошибки будут устранены с выходом обновления программного обеспечения PS3.
Первоначально существовало две конфигурации системы, главное различие которых заключалось в объёме жёсткого диска: 20 Гб в более дешёвой версии и 60 Гб — в полной комплектации. Модель с 20 Гб была относительно популярна в Японии, однако в Северной Америке её продажи были прекращены 11 апреля 2007 из-за небольшого спроса. 9 июля 2007 года Sony объявила начало продаж модели с жёстким диском на 80 Гб в Северной Америке в августе 2007 года. 5 октября 2007 года появилась версия с жёстким диском на 40 Гб, не поддерживающая игры от Sony PlayStation 2 (исключением были первые 7 партий (80 тыс. ед.) Европейского региона) и без встроенного картридера. 20 августа 2008 года появилось обновление этой версии с жёстким диском на 80 Гб. Она комплектовалась геймпадом DualShock 3, имела, как и предыдущая модель на 40 Гб, всего 2 разъёма USB и не поддерживала формат PlayStation 2. Продажи консоли с диском на 40, 60 и 80 Гб в России официально прекращены. Таким образом, на российском рынке остались лишь slim и super slim версии консоли — с жёсткими дисками на 120, 160, 250 и 320 Гб, а также версия с флеш-памятью на 12 Гб (с подключаемым жёстким диском на 250 Гб).
Playstation3 FAT
Приставка имеет вес — 5 кг. Она заметно больше PlayStation 2 и по размерам вплотную приблизилась к Xbox. Корпус PlayStation 3 имеет немного выпуклую форму (в отличие от корпуса Xbox 360, который «вогнут»). Благодаря такой форме PS3 можно устанавливать вертикально без дополнительных подставок. По словам дизайнера PS3 Тейю Гото, главным фактором, повлиявшим на окончательную форму приставки, возможно, явился логотип. Поскольку логотип должен был располагаться на выпуклой поверхности, руководитель разработки PlayStation Кэн Кутараги настоял, чтобы надпись PLAYSTATION 3 была выполнена шрифтом, известным под названием Spider-Man font. Шрифт изначально использовался для отображения заголовков фильмов серии «Человек-паук», и компания Sony являлась правообладательницей как на производство фильмов, так и на шрифт Spider-Man. С появлением PS3 Slim в 2009 году компания отказалась от использования этого шрифта, заявив, что хочет дать бренду новое направление. Блок питания встроен в корпус консоли PS3, что вместе с массивной системой охлаждения и обеспечивает относительно большой вес PS3. Аналогично PS2, привод Blu-ray располагается на правой стороне консоли, однако диски загружаются не с помощью выезжающего лотка, а через отверстие дисковода, как в автомагнитолах. Также привод немного утоплен в корпус приставки, что придаёт ей некоторое сходство с картриджевой приставкой NES. Конфигурации приставки также немного отличаются внешне — в более дешёвой версии с жёстким диском на 20 Гб отсутствуют хромированные панел
Playstation3 FAT
«Тонкая» (Slim-версия) модель PS3, спустя некоторое время после появления предварительных слухов о ней, была анонсирована 18 августа 2009 года на конференции gamescom как PS3 CECH-2000. В этой модели был использован жёсткий диск на 120 Гб, она на треть меньше, на треть легче и потребляет на треть меньше энергии. Процессор был переведён на 45-нм техпроцесс, система охлаждения переработана. Новая модель была выпущена в продажу в Северной Америке 1 сентября, 3 сентября — в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Появление в магазинах PS3 Slim вызвало огромный всплеск интереса к консоли Sony. Так, за первые два дня продаж оригинальной PS3 в Японии было раскуплено 88 тыс. экземпляров приставки, в то время как PS3 Slim за три дня разошлась в количестве, превышающем 150 тыс. штук. Из Великобритании поступали схожие данные — аналитики отмечали рост продаж на 99 %. За первые 3 недели было продано более миллиона экземпляров PS3 Slim.
28 сентября 2012 года вышла обновлённая версия PS3 Super Slim. Она на 20 % меньше и на 25 % легче предыдущей Slim-версии. Новая версия оснащается жёстким диском объёмом 250 или 500 Гб, либо твердотельным накопителем объёмом 12 Гб.
Playstation3 FAT
PlayStation Network — единый онлайн-сервис, созданный компанией Sony Computer Entertainment для PlayStation 3 и PlayStation Portable, который был анонсирован на встрече PlayStation Business Briefing в Токио в 2006 году. Данный сервис всегда включён, его использование является бесплатным и включает онлайн-поддержку. Сервис разрешает доступ к многопользовательскому контенту игр, PlayStation Store, PlayStation Home и другим сервисам. PlayStation Network использует наличные и карты PlayStation Network, как средство оплаты в магазине PlayStation Store и PlayStation Home.
20 августа 2010 года в очередной раз появилась информация о том, что консоль PlayStation 3 была взломана. В качестве решения предлагался USB-брелок, после вставки которого появлялась возможность запускать образы игр, содержащиеся на жёстком диске приставки. На YouTube были выложены ролики, демонстрирующие процесс. Было объявлено, что уязвимости подвержены все приставки PlayStation 3: первые издания и Slim-версии. Впоследствии было выпущено обновление 3.42, которое закрывало возможность использования устройства JailBreak. 30 декабря того же года было объявлено о полном взломе консоли, достигнутом путём раскодировки ключа. При этом пользователям открывалась возможность обманывать систему при установке любых приложений, несмотря на версию прошивки консоли. Также появилась возможность установки операционной системы Linux. Хотя подобное давало полную свободу действий для любых манипуляций с консолью, вплоть до загрузки «пиратского» программного обеспечения и игр, хакеры заявили, что это не являлось их целью. Однако с помощью очередного обновления системного программного обеспечения (3.60) компания Sony окончательно устранила возможность взлома консоли.
В январе 2011 Sony подала в суд на Джорджа Хотца, взломавшего ПО консоли. В то же время адвокат Хотца — Стюарт Келлар — заявил, что его подзащитный не является хакером, так как всего лишь снова сделал доступными заблокированные ранее функции (хотя Хотц также публиковал эксплойты, позволяющие взламывать систему консоли). Одновременно с этим Sony объявила об усложнении доступа к своим сервисам с консолей: для их использования нужно обладать специальным идентификатором, сообщающим о том, что приставка не взломана и не «чипована». В ответ на это хакеры заявили, что они обладают возможностями взломать идентификатор консоли и вывести её из чёрного списка или, наоборот, сделать её «пиратской». Также было сказано, что при желании за сутки можно разработать программу, которая способна «сделать все консоли в мире пиратскими». В следующем месяце разразился новый скандал вокруг взлома консоли. Гражданин Германии русского происхождения Александр Егоренков, проигравший ранее суд с Sony, опубликовал так называемую «Библию гипервизора». Этим именем назван набор материалов для взлома консоли, и хакерское сообщество уже предложило Егоренкову помощь в распространении данных материалов. Юристы Sony направили ряд требований к хостинг-провайдерам, требуя отключать любые сайты, где размещается данный архив. 9 марта Sony добились в суде разрешения получить все логи сайта Хотца вплоть до IP-адресов тех, кто его посещал, скачивал что-нибудь по ссылке или оставлял комментарии. Подобные разрешения Sony получила также на логи с аккаунтов Хотца на сайтах Twitter и YouTube. По словам компании, эти данные нужны только для того, чтобы подтвердить факт распространения Хотцом преступных данных для взлома.