Контроллеры на Playstation официально называются DualShock(такое название благодаря вибромоторам). Их выпускают японская копмания Sony Interactive Entertainment для её серии игровых приставок PlayStation.
.Символы кнопок «Треугольник», «Круг», «Крест», «Квадрат» будут в значительной степени включены в бренд PlayStation. В интервью с Тэйю Гото, разработчиком оригинального контроллера PlayStation, утверждалось, что кружок и крест обозначают «да» и «нет» соответственно (в западных релизах наоборот).
В новой версии этого контролера добавили два аналоговых стика под большие пальцы рук и функцией вибрации как средства обратной связи.
Контроллер DualShock 2 для PlayStation 2 по существу является улучшенной версией контроллера DualShock от PS1, за тем исключением, что все кнопки, кроме стиков R3, L3 и кнопок START и SELECT являются чувствительными к силе нажатия. Архитектура геймпада также была изменена в лучшую сторону и стала более надёжной и долговечной по сравнению со старой версией
DualShock 3 — был анонсирован в 2007 году на Tokyo Game Show. DualShock 3 представляет собой геймпад для PlayStation 3. DualShock 3 заменяет беспроводной контроллер Sixaxis, который был выпущен с первыми версиями PlayStation 3. DualShock 3 почти идентичен предыдущей версии Sixaxis, но добавляет тактильную обратную связь, также известную как Force Feedback. Sony урегулировала иск о нарушении патентных прав с Immersion в марте 2007 года после продолжительного судебного разбирательства. Как и PlayStation 2, DualShock 3 имеет порт USB mini-B для зарядки, а также может использоваться на PSP Go через Bluetooth-соединение, но контроллер и PSP Go должны быть зарегистрированы с помощью консоли PlayStation 3.
В моментах, определяемых разработчиками каждой игры, вибромоторы запускались с различной мощностью и длительностью, позволяя «почувствовать» происходящие на экране события. Так, в гоночных играх удар машины о бортик трассы сопровождался кратковременным «сотрясанием» контроллера, создавая иллюзию того, что в руках у игрока — штурвал гоночного болида. В 3D-шутерах стрельба из оружия сопровождалась «подрагиванием» контроллера, который также создавал дезориентацию игрока при ранении управляемого героя. А, например, в играх серии Crash Bandicoot вибрация применялась при столкновениях с противниками, особо твердыми предметами, при прыжках и атакующих движениях. Вибрация применялась и в более нестандартных случаях — к примеру, в хоррор-играх серии Silent Hill она передавала пульс главного героя. В сценах, где герой испытывал страх или напряжение, пульс учащался, позволяя игроку острее почувствовать эмоциональную сторону игры.
DualShock 4 — новая версия контроллера семейства DualShock, совместимая c Playstation 4 и частично с Playstation 3. Контроллер оснащен сенсерным экраном, подсветкой, микрофоном, отслеживание движения контроллера, микро-USB-портом, выходом для наушников, портом расширения и кнопкой Share, позволяющей быстро размещать запись игрового процесса и скриншоты в сети Интернет. Возможность размещения изображений и видео в сети могут быть ограничены/запрещены разработчиками для каждой отдельной игры. Возможность использовать разные цвета подсветки позволяют игрокам, по мнению компании, более четко идентифицировать себя, а в играх, если разработчики посчитают нужным, может использоваться в качестве дополнительных индикаторов, например, в Killzone: Shadow Fall цвет индикатора показывает состояние здоровья главного героя.
До обновления прошивки в июле 2014 года DualShock 4 можно было использовать с PlayStation 3 только по проводному соединению. Начиная с июля 2014 года контроллер работает с приставкой прошлого поколения и без проводов, также не поддерживается вибрация и отслеживание движения контроллера. На данный момент имеется возможность подключения контроллера к ПК как по проводному соединению с помощью USB-кабеля, так и беспроводное с помощью адаптера Bluetooth (как стороннего, так и официального от Sony). Присутствует поддержка вибрации и регулирования подсветки — цвет и яркость. Полная настройка контроллера осуществляется в режиме Big Picture от Steam или программе DS4Windows. Наличие отслеживания движений пока не установлено.
Проблемы и модификации DualShock 4 Некоторые DualShock 4, выпущенные в самом начале (примерно 10 % от всех контроллеров), имели проблемы с износом, а именно с резиновой поверхностью на левом стике, который демонстрировал чрезмерный износ и разрыв резины после кратковременного использования. В январе 2014 года Sony признали проблемы на небольшом проценте контроллеров. В начале сентября 2016 года Sony подтвердила существование второго поколения контроллеров DualShock 4, известного как DualShock V2 . В нём были реализованы небольшие улучшения по сравнению с оригинальным DualShock 4, в том числе связь по USB (для уменьшения отклика действий), более длительное время работы при одинаковой ёмкости аккумулятора, и была добавлена дублирующая световая полоска на сенсорную панель контроллера. Новая версия контроллера вышла 15 сентября 2016 года.
Концепция геймпада визуально и по наполнению заметно отличается от предыдущих моделей. Так, в новой версии обновлены системы обратной связи, что позволит контроллеру стать более чувствительным — в частности, геймеры смогут с помощью вибрации ощущать каждую шероховатость на дороге. Кроме того, в адаптивных кнопках L2 и R2 появились "спусковые крючки". При этом девайс претерпел внешние изменения и стал двухцветным. Помимо этого, новый геймпад оборудовали микрофоном, который позволит игрокам общаться между собой без гарнитуры, а также новой функцией с кнопкой Create, которая позволит геймерам записывать игровой процесс и делиться этими материалами. Из других примечательных изменений — перенос световой панели, которая в DualShock 4 находилась сверху, к бокам сенсорной панели. Таким образом, считают Sony, расширится пространство взаимодействия. В конце декабря 2020 года Sony представила драйвер hid-playstation, который позволяет использовать новый контроллер DualSense на Linux-системах. В августе 2022 года, на выставке Gamescom 2022, Sony представила контроллер DualSense Edge, в котором стало возможно кастомизировать любые элементы геймпада, поддерживаются несколько профилей управления и их переключение на лету, а также, по сравнению с обычным DualSense, на контроллере DualSense Edge имеются дополнительные кнопки.