Появление футбольных бутс можно отследить еще с XIX века. Тогда в Британии футболисты сражались в обуви с коваными шипами и тяжелыми металлическими носами. Эти ботинки имели высокую голень, что приводило к частым травмам и переломам.
В итоге Английская футбольная ассоциация вынуждена была обязать сапожников шить ботинки с кожаными шипами и менее тяжелыми металлическими носами. В таких ботинках футболисты играли еще 50 лет до начала Второй мировой войны.
В 1950-х производство футбольной обуви получило резкий толчок. В дело вмешались знаменитые братья Адольф и Рудольф Дасслеры. Они родились в конце XIX века, производство и ремонт обуви было их семейным делом. В военное время они шили обувь для немецкой армии, но после Второй мировой перешли на футбольные бутсы: братья обожали спорт и объединили страсть и бизнес.
Сапожники быстро разругались и организовали две фирмы — Ади Дасслер запустил adidas, а Рудольф создал Puma. Правда, фирмы шили практически идентичные модели, потому что пользовались одними стандартами.
Взрыв популярности adidas пришелся на 1954-й. В финале чемпионата мира в Швейцарии играли Германия и Венгрия во главе с Францем Пушкашем. Венгры были фаворитами, но первый тайм завершился 2:2. Во втором зарядил ливень, и Ади Дасслер, снабжавший обувью немцев, вдруг переобул всю команду в обувь с длинными шипами. На раскисшем поле Германия получила преимущество и забила победный мяч. adidas получила шикарную рекламу, хотя за два года до этого Puma уже показала похожую технологию — их шипы можно было менять в зависимости от погоды и состояния поля.
В 60-е бутсы начали быстро меняться из-за развития футбола в Латинской Америке. Там не было столько дождей и грязи, а значит, тяжелые шиповки лишь тормозили спортсменов — adidas и Puma двинулись в сторону облегчения обуви.
Для этого они убрали высокую голень, заменили часть тяжелых кожаных материалов на легкий текстиль. В 1966-м adidas обувал две трети игроков на чемпионате мира в Англии, но у бренда появились конкуренты: Mitre, Joma, Asics, Gola и Hummel.
В 1979-м adidas устроил революцию: немцы впервые сшили обувь из кожи кенгуру — Copa Mundial. Кожу кенгуру взяли, потому что она надежна, прочна и имеет хорошую воздухопроницаемость. Еще материал хорошо поддается обработке, поэтому из него можно выстроить необходимую форму для бутсы — это обеспечивает высокое качество и комфорт во время игры в футбол.
Кроме необычного материала Copa Mundial предлагал нестандартное решение — 12 шипов вместо шести. Кожа кенгуру давала максимальный комфорт и чувство мяча, а дюжина шипов создавала максимальное сцепление для ускорения. Бутсы вышли к чемпионату мира-1982 и стали настоящей сенсацией среди игроков — эта пара подняла не только планку футбольной обуви, но и скорость самой игры.
В 1990-е число производителей футбольных бутс выросло до доброго десятка: добавились Umbro, Lotto, Diadora и другие известные сейчас бренды. Но следующий суперхит все равно придумали в adidas. Немцы выпустили легендарные Predator. Их отличительной фишкой стали мысок и пятка повышенной прочности и овальная форма шипов — это повышало и без того хороший контакт с газоном.
Мягкий кожаный верх обеспечивал футболистам более точный контроль над мячом и повышал комфорт. Проработанная форма позволяла улучшить силу толчка и управление мячом. Дизайн бутс Predator был специально разработан так, чтобы во время удара нога имела максимальный контакт с мячом.
Еще одной фишкой бутс 1990-х стали искусственные материалы. Если кожаные пары быстро намокали и утяжеляли бег, то полиуретановые новинки отталкивали влагу. Кроме того, это расширило возможности для дизайна — бутсы стали разной расцветки, а не только темных цветов.
Через несколько лет Nike закрепился и воцарил на футбольном рынке с моделью Mercurial. Бутсы были сделаны из гибкого углеродного волокна, кожаный верх создавали в Италии, пластиковый каркас — в Германии, а подошву отливали в Корее.
В XXI веке сохранился тренд на использование искусственных материалов, снижение веса и внедрение технологий. Nike создал карбоновую подошву, которая понизила вес бутс до рекордных 180 граммов, а в 2010-м Puma побила рекорд с парой Puma v1.10 SL, которая весила всего лишь 150 граммов.
Развитие технологий позволило научным путем определить оптимальную форму для шипов: ученые датчиками вымеряли, как распределяется вес игроков при беге, ударе и торможении. Поэтому шипы из округлых эволюционировали в вытянутые неправильной формы.
Компании продолжают эксперименты с бутсами и внедряют все новые и новые технологии. Например, создают бутсы с укрепленной текстилем голенью, которая, будто вшитый носок, фиксирует сустав. Избавляются от шнурков с помощью технологии Flyknit, которая позволяет делать верх бутс из единого куска материала и создает легкую, дышащую и плотную структуру обуви.
Технология Nike All Conditions Control (ACC) позволяет улучшить управление мячом в условиях дождя или мокрой поверхности. Adidas Purecut улучшает взаимодействие игрока с мячом, исключая любые препятствия между ногой и игровым снарядом. Nike React — подушка в подошве, которая обеспечивает мягкость и удобство во время игры. Некоторые модели, как Nike Vapor Carbon 2014 Elite, даже распечатывают на 3D-принтерах.
Еще один тренд — экологичность. Все крупнейшие производители бутс используют полимеры, полученные из переработанных бутылок и пластикового мусора. Это ежегодно избавляет мировой океан от тысяч тонн отходов.
Футбольные бутсы прошли огромный путь за 120 лет. Появившись в виде сапожищ с железными шипами, они превратились в технологические совершенства, над которыми работают целые лаборатории ученых по всему миру. И теперь каждый может позволить себе бутсы, которые подходят именно под его стиль игры.