История Республики Адыгея

Обретение адыгейским народом государственности стало возможным после коренных политических преобразований 1917 года. В результате практической реализации права народов на самоопределение адыги, как и другие народы Северного Кавказа, получили автономию.

27 июля 1922 года Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области (24 августа 1922 года она была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область). На момент своего образования Адыгейская автономная область состояла из трех округов, объединивших 45 населенных пунктов.

7 – 10 декабря 1922 года в ауле Хакуринохабле состоялся I съезд Советов области. Съезд обсудил важнейшие вопросы политического, административного, экономического и культурного строительства, избрал областной исполнительный комитет во главе с известным политическим и государственным деятелем Шахан-Гиреем Умаровичем Хакурате.

Образование автономии явилось крупным историческим событием в жизни адыгейского народа. Оно сыграло большую роль в укреплении местных органов власти. Образование автономии дало адыгам «равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве».

100 years

Вот имена тех, кто стоял у колыбели государственности Адыгеи: Мос Шовгенов, Шахан-Гирей Хакурате, Даут Гутекулов, Дмитрий Швец, Казимир Голодович, Казбек Мишуриев, Петр Заема.

Создание Адыгейской автономной области обеспечило благоприятные условия для экономического и культурного развития молодой области. Благодаря обретению автономии, адыги сохранили свою национальную самобытность, создали письменность, литературу, профессиональное искусство. Следует отметить имена писателей – основоположников национальной литературы Тембота Керашева, Ахмеда Хаткова, Ибрагима Цея, первого адыгейского ученого лингвиста Даута Ашхамахова, одного их первых организаторов народного образования Сафербия Сиюхова, народного ашуга Цуга Теучежа.

За короткий срок на территории области была открыта широкая сеть школ, культурно-просветительских и медицинских учреждений. Так, в апреле 1926 года в Адыгее было 46 школ (12 школ в 1917 году), то есть количество школ по сравнению с дооктябрьским периодом увеличилось в четыре раза, а количество учащихся – в шесть раз – с 400 до 2455 человек. В 1930 – 1931 учебном году по всей области было введено обязательное начальное, а в 1933 году – семилетнее обучение детей. В 1935 – 1936 учебном году дети были охвачены семилетним обучением, действовали 219 школ, в которых обучалось 45 024 учащихся.

В Адыгее были открыты техникумы, Учительский институт, научно-исследовательский институт, создано Адыгейское отделение Союза советских писателей, стали издаваться первые газеты: с октября 1922 года – «Черкесская правда», с марта 1923 года «Адыгэ макъ» («Голос адыга»).

Адыгейская автономная область до 1924 года напрямую входила в Российскую Федерацию. С 1924 по 1934 годы – в Северо-Кавказский край, объединивший все автономии региона, территории нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в 1934-1937 годы – в состав Азово-Черноморского края, а с 1937 по 1991 годы – в течение 54 лет являлась составной частью Краснодарского края.

Трагической страницей истории всех народов бывшего Советского Союза явилась Великая Отечественная война. На фронтах войны сражались 80 тысяч выходцев из Адыгеи, 36 из них стали Героями Советского Союза. Более 33 тысяч отдали свои жизни за благополучие и свободу будущих поколений.

statue img

В годы мирного строительства за короткий срок были построены и реконструированы крупные предприятия, объекты сельского хозяйства и культуры. Среди них орденоносное производственное мебельное-деревообрабатывающее объединение «Дружба», Адыгейский консервный комбинат, совхоз-завод «Элит», заводы имени Фрунзе, «Промсвязь», «Станконормаль», «Точрадиомаш» и другие. В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Адыгея была награждена орденом Ленина.

Руководителями автономной области разных лет были Зульхадже Баракаев, Андрей Мовчан, Михаил Ермаков, Михаил Давыдов, Халид Каде, Ибрагим Чундоков, Нух Теучеж, Асланчерий Чамоков, Сагид Непшекуев, Нух Берзегов, Малич Хут, Аслан Джаримов.

В условиях возросшего уровня экономики, культуры, наличия квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства сложившаяся многоступенчатость в подчиненности автономного образования выступала своеобразным тормозящим фактором решения всех проблем этнополитической и социально-экономической жизни. Республика не могла распоряжаться своими природными богатствами. К середине 60-х годов практически были упразднены функционировавшие на адыгейском языке школы. Не было телевидения, книжному издательству был придан статус отделения. Из 445 предприятий, занимавшихся хозяйственной деятельностью, только 18% находилось непосредственно в подчинении области. По многим параметрам, характеризующим социальное благополучие населения, область занимала 70-е место в списке регионов, то есть фактически в конце списка. Все вышеизложенное требовало повышения государственно-правового статуса Адыгеи.

В середине 80-х годов в Советском Союзе начались демократические процессы, которые вызвали бурный рост национального самосознания. Конкретным проявлением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в республики.

5 октября 1990 года внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. 28 июня 1991 года V сессия областного Совета народных депутатов приняла Декларацию о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея, в которой нашла отражение воля народов, было подтверждено уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в республике, ответственность за судьбы адыгской нации, всех других народов. Декларация провозглашала народ Адыгеи носителем суверенитета и источником государственной власти, устанавливала верховенство законов на всей территории республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, признавала право возвращения на историческую родину представителей адыгского народа, проживающих за рубежом.

С принятием 3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР Закона «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР» и 23 сентября 1991 года постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР» произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. На основе осуществления адыгской нацией и исторически сложившейся общности людей, проживающих на этой территории, неотъемлемого права на самоопределение была провозглашена суверенная республика. По истечении многих лет можно с уверенностью заявить, что в тех сложных политических реалиях, – это был единственно верный выбор.

22 декабря 1991 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. 5 января 1992 года первым Президентом Советской Социалистической Республики Адыгея был избран Аслан Джаримов.

На I сессии Верховного Совета (17-24 марта 1992 года), ставшей теперь уже исторической, был принят закон об изменении наименования республики: вместо Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея; утверждена государственная символика – гимн, герб и флаг Республики Адыгея.

Адыгея явилась первой республикой, принявшей свою Конституцию (10 марта 1995 года) после повышения государственно-правового статуса четырех автономных областей. Принятие Конституции – завершающий этап юридического оформления государственности Адыгеи. Сильной стороной Конституции Республики Адыгея явилось разрешение вопроса о соотношении ветвей власти. В республике удалось сформировать сильный Парламент, который участвует в формировании Кабинета Министров, имея возможность выражать недоверие Премьер-министру, членам кабинета.

Выход из Краснодарского края и образование самостоятельной республики не повлияло на добрососедские и деловые отношения между двумя, теперь уже равноправными, субъектами Российской Федерации. К сфере совместной компетенции края и республики отнесены: сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства; управление системами энергетики, транспорта и связи; сотрудничество и оказание помощи при чрезвычайных ситуациях; вопросы миграционной политики.

13 января 2002 года Президентом Республики Адыгея был избран Хазрет Совмен.

13 декабря 2006 года Аслан Тхакушинов был наделен полномочиями Президента Республики Адыгея и вступил в должность 13 января 2007 года.

mechet

7 декабря 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в соответствии с конституционными полномочиями одобрил кандидатуру Аслана Тхакушинова на переназначение в должности Главы Республики Адыгея. Ранее список из трех кандидатов от Всероссийской политической партии «Единая Россия», в который вошли действующий Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов и член Совета Федерации Российской Федерации Вячеслав Шверикас, был внесен на рассмотрение главе государства.

На внеочередном заседании парламента республики, состоявшемся 12 декабря 2011 года, А.К. Тхакушинов наделен полномочиями Главы Республики Адыгея на второй срок.

Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. С 1991 года Адыгея сделала серьезные шаги в культурном и экономическом развитии. На основе взаимопонимания сотрудничества, поиска разумных компромиссов удалось обеспечить политическую стабильность, мир и межнациональное согласие в республике. Удалось добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта, доходах консолидированного бюджета.

Итогом многолетней работы республиканского парламента стала современная система законодательства, обеспечивающая регулирование различных сфер государственной, хозяйственной и социальной жизни жителей Республики Адыгея. Парламентариями республики одними из первых в Российской Федерации были приняты законы «Об инвестиционной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О промышленной политике», предусматривающие ряд преференций инвесторам. В свете новой политической стратегии – модернизации страны, указанные законы имеют первостепенное значение. На создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Республики Адыгея направлен закон «О языках народов Республики Адыгея».

Сохранение межнационального и межконфессионального мира и согласия – неотъемлемая часть стабильного и динамичного развития региона. В Адыгее сформирована правовая основа, содействующая добровольному переселению соотечественников на историческую родину Республика выступает и за тесное взаимодействие с адыгской диаспорой, для которой Адыгея остается символом национальной самобытности, культуры и языка.

Накоплен существенный опыт по созданию собственной полноценной и эффективной правовой системы, составляющей неотъемлемую часть российского правового пространства: сформирована правовая основа деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике; приняты законы по вопросам реализации бюджетной политики; регулирования земельных отношений; важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения Республики Адыгея; поддержки семей, принявших на воспитание детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и многое другое.

Приоритетные направления и содержание законотворческой деятельности определяются в соответствии с актуальными задачами дальнейшего социально-экономического развития Республики Адыгея. Этим и объясняется активное обсуждение депутатами вопросов развития бюджетной и налоговой политики, законодательного обеспечения преобразований в социальной сфере, а также вопросов экологии, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительной деятельности и благоустройства.