История Республики Адыгея
Обретение адыгейским народом государственности стало возможным после коренных политических преобразований 1917 года. В результате практической реализации права народов на самоопределение адыги, как и другие народы Северного Кавказа, получили автономию.
7 – 10 декабря 1922 года в ауле Хакуринохабле состоялся I съезд Советов области. Съезд обсудил важнейшие вопросы политического, административного, экономического и культурного строительства, избрал областной исполнительный комитет во главе с известным политическим и государственным деятелем
Образование автономии явилось крупным историческим событием в жизни адыгейского народа. Оно сыграло большую роль в укреплении местных органов власти. Образование автономии дало адыгам «равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве».
Вот имена тех, кто стоял у колыбели государственности Адыгеи:
Создание Адыгейской автономной области обеспечило благоприятные условия для экономического и культурного развития молодой области. Благодаря обретению автономии, адыги сохранили свою национальную самобытность, создали письменность, литературу, профессиональное искусство. Следует отметить имена писателей – основоположников национальной литературы Тембота Керашева, Ахмеда Хаткова, Ибрагима Цея, первого адыгейского ученого лингвиста Даута Ашхамахова, одного их первых организаторов народного образования Сафербия Сиюхова, народного ашуга Цуга Теучежа.
За короткий срок на территории области была открыта широкая сеть школ, культурно-просветительских и медицинских учреждений. Так, в апреле 1926 года в Адыгее было 46 школ (12 школ в 1917 году), то есть количество школ по сравнению с дооктябрьским периодом увеличилось в четыре раза, а количество учащихся – в шесть раз – с 400 до 2455 человек. В 1930 – 1931 учебном году по всей области было введено обязательное начальное, а в 1933 году – семилетнее обучение детей. В 1935 – 1936 учебном году дети были охвачены семилетним обучением, действовали 219 школ, в которых обучалось 45 024 учащихся.
В Адыгее были открыты техникумы, Учительский институт, научно-исследовательский институт, создано Адыгейское отделение Союза советских писателей, стали издаваться первые газеты: с октября 1922 года – «Черкесская правда», с марта 1923 года «Адыгэ макъ» («Голос адыга»).
Адыгейская автономная область до 1924 года напрямую входила в Российскую Федерацию. С 1924 по 1934 годы – в Северо-Кавказский край, объединивший все автономии региона, территории нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в 1934-1937 годы – в состав Азово-Черноморского края, а с 1937 по 1991 годы – в течение 54 лет являлась составной частью Краснодарского края.
Трагической страницей истории всех народов бывшего Советского Союза явилась Великая Отечественная война. На фронтах войны сражались 80 тысяч выходцев из Адыгеи, 36 из них стали Героями Советского Союза. Более 33 тысяч отдали свои жизни за благополучие и свободу будущих поколений.
В годы мирного строительства за короткий срок были построены и реконструированы крупные предприятия, объекты сельского хозяйства и культуры. Среди них орденоносное производственное мебельное-деревообрабатывающее объединение «Дружба», Адыгейский консервный комбинат, совхоз-завод «Элит», заводы имени Фрунзе, «Промсвязь», «Станконормаль», «Точрадиомаш» и другие. В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Адыгея была награждена орденом Ленина.
Руководителями автономной области разных лет были
В условиях возросшего уровня экономики, культуры, наличия квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства сложившаяся многоступенчатость в подчиненности автономного образования выступала своеобразным тормозящим фактором решения всех проблем этнополитической и социально-экономической жизни. Республика не могла распоряжаться своими природными богатствами. К середине 60-х годов практически были упразднены функционировавшие на адыгейском языке школы. Не было телевидения, книжному издательству был придан статус отделения. Из 445 предприятий, занимавшихся хозяйственной деятельностью, только 18% находилось непосредственно в подчинении области. По многим параметрам, характеризующим социальное благополучие населения, область занимала 70-е место в списке регионов, то есть фактически в конце списка. Все вышеизложенное требовало повышения государственно-правового статуса Адыгеи.
В середине 80-х годов в Советском Союзе начались демократические процессы, которые вызвали бурный рост национального самосознания. Конкретным проявлением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в республики.
С принятием 3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР Закона «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР» и 23 сентября 1991 года постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР» произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. На основе осуществления адыгской нацией и исторически сложившейся общности людей, проживающих на этой территории, неотъемлемого права на самоопределение была провозглашена суверенная республика.
На I сессии Верховного Совета (
Адыгея явилась первой республикой, принявшей свою Конституцию (
Выход из Краснодарского края и образование самостоятельной республики не повлияло на добрососедские и деловые отношения между двумя, теперь уже равноправными, субъектами Российской Федерации. К сфере совместной компетенции края и республики отнесены: сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства; управление системами энергетики, транспорта и связи; сотрудничество и оказание помощи при чрезвычайных ситуациях; вопросы миграционной политики.
13 января 2002 года Президентом Республики Адыгея был избран
13 декабря 2006 года
7 декабря 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в соответствии с конституционными полномочиями одобрил кандидатуру Аслана Тхакушинова на переназначение в должности Главы Республики Адыгея. Ранее список из трех кандидатов от Всероссийской политической партии «Единая Россия», в который вошли действующий Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов и член Совета Федерации Российской Федерации Вячеслав Шверикас, был внесен на рассмотрение главе государства.
На внеочередном заседании парламента республики, состоявшемся 12 декабря 2011 года, А.К. Тхакушинов наделен полномочиями Главы Республики Адыгея на второй срок.
Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. С 1991 года Адыгея сделала серьезные шаги в культурном и экономическом развитии. На основе взаимопонимания сотрудничества, поиска разумных компромиссов удалось обеспечить политическую стабильность, мир и межнациональное согласие в республике. Удалось добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта, доходах консолидированного бюджета.
Итогом многолетней работы республиканского парламента стала современная система законодательства, обеспечивающая регулирование различных сфер государственной, хозяйственной и социальной жизни жителей Республики Адыгея. Парламентариями республики одними из первых в Российской Федерации были приняты законы
Накоплен существенный опыт по созданию собственной полноценной и эффективной правовой системы, составляющей неотъемлемую часть российского правового пространства: сформирована правовая основа деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике; приняты законы по вопросам реализации бюджетной политики; регулирования земельных отношений; важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения Республики Адыгея; поддержки семей, принявших на воспитание детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и многое другое.
Приоритетные направления и содержание законотворческой деятельности определяются в соответствии с актуальными задачами дальнейшего социально-экономического развития Республики Адыгея. Этим и объясняется активное обсуждение депутатами вопросов развития бюджетной и налоговой политики, законодательного обеспечения преобразований в социальной сфере, а также вопросов экологии, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительной деятельности и благоустройства.