Юрий Гагарин

Юрий Гагарин родился в 1934 году в селе Клушино Смоленской области. Родители - Алексей Иванович и Анна Тимофеевна - потомственные крестьяне: отец работал плотником, мать была дояркой. Появившийся на свет 9 марта Юра стал третьим ребенком в семье. Легендарный Юрий Гагарин – Герой Космоса. Он первым оказался в принципиально новой среде обитания. Его полет на корабле "Восток" стал пособием для разработки стандартов безопасности жизни человека в невесомости. Произнося свое "Поехали!", его сердце билось со скоростью 150 ударов в минуту, как потом уже рассказывали медики. Было с чего: эмоции, волнение перед встречей со Вселенной. Его отправляли в неизведанное пространство, и никто не мог со стопроцентной гарантией сказать, что он вернется живым. За два дня до полета Гагарин написал прощальное письмо супруге и дочкам на случай катастрофы. Уже возвращаясь на Землю, во время входа в атмосферу в спускаемой капсуле Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали умалчивать. Увидев в иллюминатор полыхавший корпус, космонавт прокричал: "Я горю, прощайте, товарищи!". Но, к счастью, все обошлось! Имя Юрия Гагарина навсегда вписано в историю. Ему подражали не только в СССР, но и в других странах. После полета в космос Гагарин стал настолько популярным, что все суперзвезды шоу-бизнеса и политики на его фоне меркли.

Валерий Быковский

С января 1956 году служил летчиком, с декабря 1957 году - старшим летчиком 23-го истребительного авиационного полка 17-й истребительной авиационной дивизии Московского округа ПВО. Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС (1960), военный летчик 1-го класса (1963). Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Первый полет Валерий Быковский совершил 14-19 июня 1963 году в качестве пилота корабля "Восток-5". Участвовал в совместном полете "Восток-5" и "Восток-6", пилотом которого была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. В 1965-1967 годы проходил подготовку к полету в качестве командира основного экипажа корабля "Союз-2". Полет был отменен накануне старта из-за неполадок на борту "Союза-1", с которым на орбите была запланирована стыковка. В январе - сентябре 1968 года готовился к полету в качестве командира на корабле Л-3 (по программе экспедиции на Луну). Программа была закрыта. Во второй раз Быковский летал в космос 15-23 сентября 1976 году, был командиром корабля "Союз-22".

Герман Титов

Второй советский человек в космосе родился 11 сентября 1935 года в Алтайском крае. С юных лет определился с будущей профессией, закончил 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков ВВС, затем Сталинградское военное авиационное училище. В 1960-м Герман Степанович вошёл в отряд космонавтов. Он рассказывал супруге о том, насколько сложной была подготовка: «Родная моя, сегодня был очень трудный день. Из старой «гвардии» остался я один. Помнишь Вовку, парня из Питера? Он потерял сознание на перегрузках, а я выдержал. Знаешь, мне начинает казаться, что я двужильный. Пульс сегодня во время испытаний был чудовищный: 210 ударов в минуту. Я даже начал беспокоиться, как бы моё бедное сердечко не выскочило из груди. Но всё обошлось благополучно. Завтра предстоит подъём на высоту, боюсь страшно, но страшно xочется пройти эту комиссию. Сегодня тут были высокие люди «из министерства». Говорили немного об условиях работы, но пока ещё ничего конкретного». «Вспоминаю дни, проведённые в госпитале, где отбирали будущих космонавтов. Главными судьями здесь были врачи самых различных специальностей. Каким должен быть космонавт? Шли жаркие споры, сталкивались различные точки зрения. У одних требования были чрезмерно высокими. Космонавт представлялся им сверхчеловеком. Другие, наоборот, утверждали, что в космос можно послать человека любой профессии, средних психофизических данных. Всё это нетрудно понять: рождалась новая, неведения человечеству профессия, и только наука, подкреплённая жизнью, практикой, могла дать точные критерии, определяющие облик космонавта».

Сергей Крикалёв

Родился 27 августа 1958 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С 1977 г. Сергей Крикалев занимался самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ, входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу (1980-1981). Затем был членом Центрального аэроклуба СССР (ныне Национальный аэроклуб России) им. Чкалова в Москве. В 27 лет он участвует в разработке методики стыковки с мертвой станцией «Салют-7», технологии ее восстановления. Помните недавний фильм «Салют-7», где космонавты прилетают на обесточенную, вращающуюся по нескольким осям космическую станцию? Так вот это как раз та история. Потом проходит отбор в отряд космонавтов, должен был лететь на одном из первых советских шаттлов – «Буранах». Не случилось. После первого успешного полета в автоматическом режиме программу закрыли. Справедливости ради – Крикалев все-таки слетал на шаттле. Но на американском. Первым из российских космонавтов. Было это в 1994 году. К тому времени у Крикалева было уже два длительных полета на «Мире». И оба непростых. А вот второй... Улетел он на «Мир» в мае 1991 года с Анатолием Арцебарским и англичанкой Хелен Шарман. Это та еще космонавтка. Михаил Горбачев как-то пообещал Маргрет Тэтчер свозить в космос британского космонавта (не летали до той поры на орбиту представители Туманного Альбиона). Ол райт, сказали англичане, и провели конкурс. Победила инженер кондитерской фабрики «Марс». Вот ее и отправили в Звездный. Полетела она на станцию бесплатно – жест доброй воли со стороны Советского Союза. Это я к тому, чтобы вы понимали - вместо работы космонавты еще должны были курировать любознательную англичанку. Кстати, британцы первым астронавтом считают Тимоти Пика, который слетал на МКС аж в 2015 году, Шарман за своего Гагарина/Терешкову не признают. Крикалев должен был вернуться через пять месяцев. Но остался на год.

Владимир Комаров

Владимир Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве. После окончания школы поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, которую окончил в июле 1945 года. После стал курсантом Сасовской авиационной школы первоначального обучения. Затем — курсантом Борисоглебского военного авиационного училища. В 1946 году его перевели в Батайское военное авиационное училище имени А. К. Серова. Далее была служба летчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа. Позднее служил в Закарпатской области. В 1959 году успешно окончил факультет авиавооружения Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. По распределению попал в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. Там занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. А еще там комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила ему новую работу. В 1960 году его зачислили в отряд космонавтов, и началась подготовка. Его готовили к полету на космических кораблях «Восток» и «Восход». В июне 1962 года заменил Григория Нелюбова в качестве дублера пилота КК «Восток-4», а в августе того же года был дублером пилота КК «Восток-4» Павла Поповича. Ковалев готовился к длительному групповому полету в качестве дублера пилота КК «Восток-5», но полет отменили, а в мае следующего года по состоянию здоровья Комарова отстранили от подготовки. В октябре 1964 года Комарова назначили командиром основного экипажа «Восхода-1».